Пятница , 29 Март 2024
Общество

Украина – самая свободная страна Европы?

Я не просто хочу в Европу, я очень хочу жить в “Самой Свободной Стране Европы”. Эта цель меня очень заводит.

Я часто размышляю об Украине, как о бренде или как о компании. Что нас отличает от других стран и наций? В чем именно наша сила и уникальность? Что мы можем противопоставить 200+ конкурирующим с нами за таланты и капитал странам?

Позиционирование должно базироваться только на сути, только на глубинном осознании себя. На самом главном. И быть звеняще простым, чтобы его понимал и инвестор с Уолл-стрит, и семилетний школьник из города Стрый. 

Мой список вариантов постепенно сужался.

«Мы идём в Европу. Однозначно!». Это то, что предлагали мне как государственную идею последние пять лет. Я согласен, но мне мало. Простите, но это мелко. Слишком локально. 

Географически мы давно там. Появился безвиз! Круто! Но что это означает для людей? Верховенство права? Ровные дороги? Цветы и кафе на пешеходной улице? Безопасность? Формальное членство в каких-то союзах? Возможно. Но чем мы будем интересны Европе, а не она нам? 

Что сделает нас конкурентными? Зачем они поедут к нам на выходные? Зачем будут инвестировать? Зачем захотят работать тут? «Путь в Европу» – это слоган и стратегия копирующего и догоняющего, который пытается сделать что-то, что уже давно есть. 

Мы собираемся на вечеринку, с которой другие уже пытаются уйти. 

Мне нравятся и Польша, и Германия. Но я не хочу быть недопольшей и недогерманией. Я готов быть вместе с ними, но не на правах бедного родственника и иждивенца. Поэтому я хочу, как страна, сделать свой вклад. И хочу, чтобы за это меня уважали. Но что это?

Земля? Агро? Или IT и инженеры? Food + IT production? Agro&Tech Country? Европейская Кремниевая долина, утопающая в садах и полях. Хипстер айтишник с ноутбуком в одной руке и снопом пшеницы в другой? 

Хорошо для развития важных частей экономики. Но узко. Слишком функционально. Может оказаться неправдой из-за утечки мозгов или изменения технологий, как в it, так и в агро. Не о большой идее. Не о ценностях нации. Не для всех. 

Если бы я мог выбрать только одно главное слово, как идею Украины как страны, нации и бренда, я бы сказал «Воля». «Свобода». Freedom. 

При этом не просто «Свободная Страна», а «Самая Свободная Страна Европы». При кажущейся очевидности, это уже наша главная сила и, потенциально, наша главная цель и отличие. И это грандиозная  цель! Я не просто хочу в Европу, я очень хочу жить в «Самой Свободной Стране Европы». Эта цель меня очень заводит. И главное – это абсолютная правда – у нас множество доказательств! 

Начиная с «дикого поля», «вольницы», которая занимала большую часть нашей территории сотнями километров и лет, Украина – это непобедимое стремление к свободе и независимости, а не к послушности  стада. Вопреки всему. Почти любой ценой. 

Мы единственная страна в Европе, которая прямо сейчас воюет за свою свободу! 

Оба раза мы выходили на Майдан, так как наша свобода была поставлена под вопрос. И оба раза мы победили! 

Потом мы были недостаточно неэффективны, и это ещё предстоит исправить. Для этого нужно признать, что даже наш бардак это тоже проявление свободы! Нужно признать, что если мы не построили за 25+ лет сильных и эффективных государственных систем, то у нас это и дальше быстро не получится. 

Если это не то, в чем мы сильны – нам нужно от них просто избавиться. Как бы радикально и дико это не звучало. Госорганы не эффективны, как и абсолютное большинство госпредприятий. Из-за коррупции, некомпетентности, архаичности и т.д. Тогда зачем они? Нужно признать это и даже не пытаться бороться с этими прогнившими старыми клячами. 

Их нужно максимально быстро продать или закрыть, оставив только главные, только жизненно необходимые, остальные функции отдав свободному рынку. Кроме тотального радикального либертарианства в экономике и гос управлении принципиально нам ничего не поможет! 

Свобода уже глубоко в наших головах. 

Открыв офис в Берлине, я много общался с массой немецких предпринимателей разного возраста и профиля и могу сказать – возможно, они более компетентны в построении сложных работающих систем, но у них намного более консервативное и зашоренное мышление! Мы мыслим намного свободнее, креативнее и готовы действовать быстрее. 

Они сильнее в планировании, но мы точно можем бить в спринтах, экспериментах и «разрушительных инновациях». Особенно в мире, где никто не знает, что дальше. Постоянная турбулентность, непредсказуемость незаметно сделали нас сильнее их. 

Ментально мы лучше готовы к кризисам и резким переменам, так как они опираются на системы, а мы на себя, потому что знаем, что системы точно подведут. Мы намного креативнее, изворотливей и свободнее в наших мыслях, так как очень часто действуем в условиях радикальной нехватки ресурса. Наша страна – стартап, а не зрелая корпорация. Поэтому нужно думать и действовать как стартап, а не ныть, что есть более зрелые компании, где все иначе. 

Сравнивать Украину и, например, Германию – все равно, что сравнивать студента-выпускника с парой гривень в кармане с пожилым бюргером с кучей опыта, детей, собственности и обязательств. 

Чему завидует бюргер? Тому, что студент свободен, молод и дик! Что у него ещё столько не сделано! У него ещё столько всего впереди! У него еще все только начинается. И он так свободен! 

Так давайте же гордиться нашей молодостью и наслаждаться нашей свободой! Она в наших генах. Она в воздухе. Она бесповоротна и уникальна. Каждый день ее нужно беречь, защищать и расширять. Но она уже есть. 

И у нас все только начинается!

Андрей ФЕДОРИВ

Leave a comment

Добавить комментарий

Свежие новости

Погода

Новости по теме

Что нужно делать если произойдет несчастный случай на производстве?

Какого алгоритма действий нужно придерживаться при несчастном случае на производстве.

Какими должны быть поворотники в автомобиле чтобы не получить штраф?

На территории украинского государства водитель может быть оштрафован за красные указатели поворотов.

Каким образом отношение к ТЦК играет на руку Российской Федерации?

Отношение общества к ТЦК не является справедливым по отношению к организации.